Питание

Готовим вместе

Мармелад

Мармелад

Его рецепт привезли в Европу с Ближнего Востока крестоносцы. Домашние мармеладки получаются из плодов, которые богаты натуральным загустителем – пектином. Зеленое яблоко – чемпион по содержанию пектина (а заодно и самый гипоаллергенный фрукт), поэтому начинать кондитерские опыты стоит именно с этого плода, добавляя со временем и другие богатые природным «клеем» фрукты – сливу, абрикосы, крыжовник, клюкву и смородину (в соотношении 1 : 3).

Маленькие хитрости:

• чем меньше фруктозы, тем мягче будет мармелад. Минимально возможное соотношение фруктов и фруктозы – 2 : 1, но если фруктозы положить меньше, мармелад просто не застынет; для приготовления «твердого» мармелада берется равное количество фруктов и сахара;
• сахар можно заменить смесью фруктозы и меда (1 : 1) – десерт станет еще полезнее и вкуснее. Но такой мармелад не дают детям младше 3 лет;
• чтобы приготовить красивый двухслойный мармелад, надо дождаться, пока один слой остынет, и только после этого выливать сверху второй слой. Варка мармелада – мероприятие «горячее», а значит, потенциально опасное. Приглашать маленького повара на кухню стоит лишь после того, как сладость в противне остынет. Тогда он с удовольствием разделит мармеладный «пирог» на дольки пластмассовым ножиком или «вырежет» фигурки с помощью кондитерских формочек. Кроме того, чаду можно поручить обвалять мармеладные дольки во фруктозе.

Пастила

Пастила

Старинный русский десерт, которым, по легенде, малышей начали баловать еще при Иване Грозном. Фруктовое пюре взбивают добела с сахарным песком и яичным белком и «высушивают» в духовке на медленном огне. Но дело это долгое, сушится пастила от 3 до 10 часов. Так что этим лакомством имеет смысл заняться, если на улице на целый день зарядил дождь.

Маленькие хитрости:

•разравнивать пастилу в противне удобнее всего мокрой лопаточкой;
•ем дольше взбивается масса, тем более рыхлой получается пастила;
•хранить пастилу лучше всего в жестяной банке, проложив бумагой. Ребенок наверняка захочет научиться отделять желток от белка. Охотно примет участие во взбивании белковой пены. Обваляет полоски пастилы во фруктозе и закатает их в «спиральки».

Мороженое

Мороженое

Мороженое, похожее на современное, появилось в итальянских кафе XVIII века. «Ленивое» мороженое – идеальный рецепт, если чадо не желает ждать. Замороженные ягоды или фрукты достают из холода и растирают с фруктозой до получения однородного пюре. Осторожно вливают сливки, взбивают венчиком или блендером до получения однородной массы. Начинать есть можно немедленно. Если кроха наотрез отказывается есть «кислый» йогурт без фруктовых добавок, переложите йогурт в стаканчик для мороженого, воткните деревянную палочку и отправьте в морозилку на 2 часа. «Мороженое» наверняка придется по вкусу, а это значит, что через некоторое время и просто йогурт будет встречен благосклонно. Ребенку понравится толочь в ступке вафли и печенье, рисовать вафельной крошкой рожицы на мороженом.

Мягкий мармелад «два фрукта»

Потребуется: 300 г кисло-сладких яблок, 150 г абрикосов, 250 г фруктозы. Фрукты надо тщательно вымыть, у яблок удалить сердцевину, у абрикосов вынуть косточки. Чтобы «мультифруктовый» мармелад удался, пюре из каждого фрукта лучше готовить отдельно. Яблоки запеките в духовке. Половинки абрикосов залейте небольшим количеством воды и отварите. Фрукты протрите через сито или по отдельности измельчите в блендере. Пюре смешиваются в горячем виде. В полученную смесь добавьте сахар и варите на слабом огне, помешивая деревянной ложкой, пока масса не загустеет. «Правильный» мармелад начинает отлипать от дна и «тянуться» за ложкой. Можно опустить в него деревянную зубочистку, если на зубочистке останется застывающий слой – мармелад готов. Десерт вылейте на покрытый пергаментом противень и дайте остыть.

Пастила «яблонька»

Понадобится: 500 г яблочного пюре (примерно 3–4 крупных плода); 200–250 г сахарного песка (фруктозы); 1 белок крупного яйца. Тщательно вымытые яблоки без сердцевины запекают обычным способом в духовке или микроволновой печи. Из мякоти готовят пюре, которое протирают через сито или измельчают в блендере. Добавляют фруктозу, тщательно перемешивают. Вливают в пюре белок и взбивают венчиком, пока масса не побелеет. Выкладывают массу на покрытый пергаментом противень и отправляют высушиваться в духовку (время – 7-8 часов, температура – 70 оС). Остывшую пастилу режут на пластины.

Витаминотерапия

«Папа Марине купил апельсин, сказал – В апельсине живет витамин…». Согласитесь, актуальные стихи, особенно сейчас, с наступлением весны, когда после долгой зимы у наших малышей рассеянное внимание, сонливость, вялость. Если все эти симптомы вам знакомы, то следует поговорить о витаминной недостаточности.

Вы спросите, почему именно весна? Все дело в том, что к весне организм утрачивает последние резервы, что остались после борьбы с простудами в зимнее время, да и к тому же принято считать, что к марту витаминов в пище становится меньше из-за длительного срока их хранения. Также нехватка витаминов и минеральных веществ обусловлена несбалансированным питанием, употреблением некачественных, консервированных продуктов, неблагоприятной экологической обстановкой и малоподвижностью зимой. Витаминная недостаточность не является болезнью, но способствует снижению иммунитета и развитию различных заболеваний. Витамины и минералы влияют на рост, нервно-психическое и половое развитие, участвуют в процессах биологической и социальной адаптации детей, регулируют обмен веществ. Они защищают ребенка от последствий стресса, воздействия экопатологических факторов, инфекций, способствуют усвоению новых знаний.

Как распознать, что ребенку недостает витаминов? О дефиците витаминов и минералов в организме малыша свидетельствуют следующие симптомы: сухость кожи, склонность к гнойничковым сыпям, ломкость волос, аллергические реакции, дисбактериоз кишечника, ухудшение зрения, психоэмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. Сами по себе витамины в нашем организме практически не вырабатываются и не откладываются про запас, однако они нам постоянно нужны для поддержания хорошего самочувствия. Например, сухость кожи свидетельствует о недостатке витамина С, В-6,А, биотина; кожные высыпания о недостатке В-6, РР, А. За состояние волос отвечают – В-6, А, биотин. Если ребенок жалуется на тошноту, то необходимо восполнить витамины: В-1, В-6; при снижении аппетита: А, В-1, В-6, В-12, биотин; при бессоннице: В-6, РР. А при раздражении и беспокойстве педиатры советуют витамины С, В-1, В-6. В-12, РР; при проблемах со зрением А, В-2, В-6; при расстройстве желудка В-12, РР, А. Витамины – это незаменимые органические соединения химической природы. Они необходимы для усвоения организмом всех пищевых веществ, для роста и восстановления клеток и тканей. Витамины необходимы детям для нормальной жизнедеятельности, развития, они участвуют во многих обменных процессах, регулируют физиологические реакции организма. Избавиться от весеннего недуга можно восполнив нехватку витаминов с помощью привычных продуктов и витаминно-минеральных комплексов. Основные пищевые источники витаминов:

Витамин А

содержится в продуктах животного происхождения, например, в печени, яйцах, масле, сливках, сметане; а вот в продуктах растительного происхождения содержится только каротин, который присутствует в овощах и фруктах оранжевого цвета ( морковь, апельсины, мандарины, абрикосы, рябина, шиповник, тыква, помидоры, сладкий перец, зелень и темно-зеленые овощи). Каротин является жирорастворимым, поэтому для лучшего усвоения данные продукты рекомендуется употреблять со сметаной или растительным маслом.

Витамин В-1

(тиамин) присутствует в ржаном хлебе, бобовых, орехах, в блюдах из гречневой или овсяной крупы.

Витамином В-2

(рибофлавин) насыщены такие продукты, как хлеб из грубого помола, соя, горох, бобовые, сливы, персики, во всех овощах и кисломолочных продуктах.

Витамины В-3 или РР

(ниацин) находятся в цельном зерне, отрубях, гречке, горохе, в фасоли, зеленных овощах, помидорах, салате, семечках, орехах, апельсинах, бананах, лимонах.

Витамин В-5

(пантотеновая кислота) содержится в сое, рисе, пшенице, отрубях, цветной капусте, моркови, помидорах, луке, дыне и тыкве.

Витамином В-6

(пиридоксин) полны злаки, кукуруза, бобовые, соя, помидоры, зеленные овощи.

Витамин В-12

(цианкобаламин) в продуктах животного происхождения- это мясо, рыба, печень, молочные продукты, сыр, морская капуста.

Витамин В-15

( панмаганат кальция) есть в семенах растений ( яблочные косточки), капустном соке, в овощах и фруктах, а также в пивных дрожжах.Самым известным витамином С насыщены: капуста, шиповник, все цитрусовые и черная смородина.

Минеральные вещества

также незаменимы для нашего организма. Они делятся на микроэлементы ( железо, медь, марганец, цинк, кобальт, йод, хром, фтор, кремний) и макроэлементы ( кальций, магний, фосфор, калий, натрий, хлор, сера).

Минералы необходимы для регуляции процессов всасывания, газообмена, выделений и секреции, роста, для построения тканей деятельности нервной системы, свертывания крови, поддержание кислотно-щелочного равновесия в организме.

К основным пищевым источникам минералов относятся: фрукты и овощи, кисломолочные продукты, сыры, бобовые, орехи, цитрусовые, мясо и рыба.Но следует помнить, что при кулинарной обработке около 50-60% теряются полезные свойства продуктов, поэтому желательно включить в свой рацион как можно больше сырых овощей и фруктов, ягод.Если все же вы планируете горячее блюдо, то рекомендуется готовить овощи в микроволновой печи или на пару. Воды используете как можно меньше, так как она вымывает большинство витаминов и микроэлементов. А вот свежие овощи режьте только перед подачей на стол, желательно крупно.Конечно же, именно весной необходимо уделять больше внимания полноценному рациону вашего малыша, достаточному количеству белка, углеводов и жиров, а также режиму дня и питанию. В весенний период давайте, как можно больше овощей и фруктов. Наиболее важными источниками витаминов являются: картофель, капуста, морковь, свекла, яблоки. Кроме того, весной в питании детей старше трех лет важное место занимают квашенные и соленые овощи.

Помимо витаминов, важное место в весеннем рационе крохи занимают белки. Поэтому особое внимание обратите на присутствие мясных и рыбных продуктов в детском меню.

По данным Института питания РАМН даже сбалансированный рацион питания является дефицитным по основным витаминам как минимум на 20-30%. Поэтому необходимость использования витаминно-минеральных комплексов в профилактических целях на сегодняшний день несомненна. Существует множество поливитаминных препаратов, которые можно приобрести в любой аптеке без рецепта. Но и в этом случае помните, что все витамины создаются по одному принципу: одно драже или таблетка содержат суточную потребность человека во всех витаминах и минералах. Не смотря на то, что все эти препараты синтетические, они сравнимы с витаминами, выделенными из натурального источника в чистом виде, поэтому они абсолютно идентичны.Как же выбрать витамины? Помните, что содержать они должны наиболее полный комплекс витаминов, в дозах максимально приближенных к суточной потребности. Формы витаминных препаратов разнообразные. Они могут быть в драже, в таблетках, в гранулах или шипучих растворимых таблетках. Кроме того, сейчас появляются готовые блюда, обогащенные витаминами или витаминизированные продукты, в которых 30-50% от суточной нормы. Помните, внося в рацион своего ребенка витамины из аптеки, главное не переборщить, поскольку избыточное потребление также вредно, как и недостаток их в организме.

Здоровья вам и вашему малышу!

Самые полезные продукты для детей

Здоровье малыша зависит не только от физического воспитания, но и от  правильного питания. Поэтому очень важно уделять внимание здоровой пище. Представляем список самых полезных продуктов, которые обязательно должны быть в рационе каждого ребенка.

Молоко и молочные продукты

Молоко и молочные продукты

Все молочные продукты богаты жиром, легкоусвояемыми солями кальция и фосфора. Дети в возрасте трех-четырех лет должны получать ежедневно не менее 0,5 л молока, в том числе кефир, ацидофильное молоко и йогурт.

Злаки

Злаки

Злаки являются богатейшим источником энергии для организма, и т.к. с каждым днем ребенок становится все активней, ее запасы нужно постоянно восполнять. Пшеница обеспечит организм энергией и укрепит его защитные силы благодаря витаминам A, D, E, C, B и ненасыщенным жирным кислотам. Рис является источником углевода, калия, витаминов группы B и аминокислот, которые играют важную роль в развитии организма.

Гречка содержит много минеральных веществ, растительного белка, углеводов, клетчатки, витаминов B1, B2, B6, PP. Овес отличается оптимальным процентным соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов комплекса В. Также овес содержит каротин, калий, магний, фосфор, железо, йод, цинк.

Яйца

Яйца в питании детей в детском саду 102 витебска

Это очень ценный продукт в любом виде: сваренные вкрутую, в виде яичницы или использованные для приготовления различных блюд и напитков. Желток яйца содержит комплекс жирорастворимых витаминов А, Д, Е и группы В, фосфатиды и различные минеральные вещества и микроэлементы. Желательно, чтобы ребенок съедал одно яйцо в день.

Мясо

Мясо в рационе питания детей в детском саду витебска

Важным компонентом детского питания является мясо, так как оно содержит витамины, белок и незаменимые аминокислоты, необходимые ребенку для нормального роста и развития. А железо, находящееся в нем, принимает активное участие в кроветворении. Для начала ребенку лучше давать крольчатину или мясо индейки, они менее алергенны. Позже можно вводить в рацион цыпленка, телятину, говядину и нежирную свинину.

Печень 

Печень богата витамином А – полезным для иммунной системы, глаз, кожи, слизистых оболочек. Больше всего витамина А содержит говяжья печень. В куриной печени много фолиевой кислоты, в ней содержится также много витамина В12. Печень содержит калий, натрий, кальций, магний, медь. Она очень полезна детям, страдающим малокровием. Однако, нужно помнить, что нежелателен переизбыток витамина А, поэтому не стоит часто давать печень ребенку.

Рыба

Рыба

Рыба служит источником белка, важных для обмена веществ полинасыщенных жиров, витаминов А, D, В2, В12, PP, а также кальция, магния, фосфора и цинка. Для детей нужно выбирать нежирную рыбу – треску, судак, хек, морской окунь.

Овощи

Овощи

Овощи содержат много воды, различные минеральные вещества, водорастворимые витамины и почти не содержат белков и жиров. С ними в организм доставляется большая часть необходимых для организма витаминов С, группы В1, каротина, минеральных солей (кальций, натрий, калий, магний, железо и т.д.), которые необходимы для нормального протекания жизненных процессов и роста организма. Предпочтение стоит отдавать свежим овощам, но также можно использовать свежезамороженные овощи или приготовленные на пару. В таких овощах лучше сохраняются витамины.

Фрукты

Фрукты

Так же как и овощи, фрукты содержат огромное количество витаминов, клетчатки и микроэлементов. По возможности фрукты нужно давать детям в свежем виде и в широком ассортименте, так как все они содержат разное количество разных витаминов и микроэлементов. Яблоки, груши, сливы, абрикосы, смородина, клубника, малина, черника и прочие — просто клад для вашего малыша, конечно при условии, что у ребёнка нет аллергии к тому или иному продукту.

Орехи

Орехи

Польза орехов заключается в уникальном балансе витаминов групп В, А, Е, Р и др. и минеральных веществ (калия, натрия, фосфора, магния, железа и др.). В отличие от животных жиров, богатых вредным холестерином, в составе ореховых жиров холестерин практически отсутствует. Зато в их составе есть жирные кислоты, которые организм ребенка не способен вырабатывать самостоятельно. Именно эти вещества необходимы для качественного жирового обмена, что избавит малыша от проблем лишнего веса. Для детей самыми полезными являются грецкий орех, фундук и кедровые орешки.

Вода и соки

Соки

Детей нельзя ограничивать в питье. Особенно увеличиваются потери воды в жаркое время года и при физических нагрузках. Поэтому баланс воды в организме должен пополняться за счет питья свободной жидкости – воды, сока, чая и т.д. Вода должна быть очищенной или кипяченой, а соки натуральными. Ограничить прием жидкости следует во время приема пищи.

Рациональное питание дошкольников

Что же нужно для полноценного питания ребенка?

Прежде всего, питание должно:

-​ Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.

-​ Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

-​ Доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.

-​ Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.

Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных вещи, витаминов.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки  занимают особое значение, гак как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.

Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца.

Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.

Жир  это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, так как они богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению защитных сил организма от радиактивных веществ, ведет к развитию атеросклероза. 1/3 часть растительного масла должна идти в сыром виде. Лучше использовать нерафинированное растительное масло.

Углеводы  основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные вещества

Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это — кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.

Кальций – при недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечёт за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Кальций и фосфор содержится в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах бобовых и т.д.

Йод  организме человека йод необходим для построения гормонов щитовидной железы. При недостатке йода у детей наблюдается снижение умственного, физического и полового развития, интеллектуальных способностей, памяти. При значительном дефиците йода заболевания становятся более серьезными, вплоть до кретинизма. Для борьбы с возникновением йодной недостаточности необходимо использовать йодированную поваренную соль, морепродукты (морскую рыбу, морскую капусту, креветки, кальмары), грецкие орехи и другие продукты, содержащие йод.

Железо  играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина. Наибольшее количество железа содержится в свинной и говяжьей печени, овсяной крупе, рыбе, зелени, изюме.

Минеральные вещества входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлоридом натрия. Средняя ежедневная потребность детей в поваренной соли – 8-10 грамм. Разнообразное питание детей включает достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, которые обеспечивают потребность растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.

Витамины

В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Основные принципы рационального питания учащихся:

-​ Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов).

— Белки должны составлять около 14%, жиры-31% и углеволы-55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения — 60% , растительных жиров — 20%-30% от суточной нормы.

-​ Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.

-​ Завтрак школьника должен составлять 20%, обед — 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

-​ Для детей шести летнего возраста и посещающих группы продленного дня в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона.

Выполнение трех основных правил рационального питания: разнообразия, умеренности и правильного режима поможет сохранить здоровье ребенка.

Культура питания

Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому в яслях-саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом  возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также  художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора  идет и  на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.

В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).

Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).

У воспитанников  второй младшей группы (от 3 до 4 лет)формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.

Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).

Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет)   знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются  полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи,  к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.

Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.   Освоение вышеперечисленных  навыков связано с этическим развитием воспитанников.

Требования к организации питания

Сбалансированное питание — это эффективный способ укрепления здоровья, защиты организма от неблагоприятных факторов окружающей среды. Правильно организованное рациональное питание способствует росту воспитанников, удовлетворению организма ребенка в необходимых веществах: белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах и энергетической ценности.

Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований постановления Министерства здравоохранения  Республики Беларусь от 25 января 2013г. №8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования». Примерные двухнедельные рационы разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь. Также учитываются:

  • нормы питания для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания воспитанников;
  • сезонность (лето-осень, зима-весна);
  • рекомендуемый объем (масса) блюд Санитарными нормами и правилами;
  • утвержденные в установленном порядке сборники рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборники рецептур блюд диетического питания и другие технологические нормативные правовые акты.

Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).

Необходимо отметить тот факт, что есть определенные требования к конкретным продуктам, используемым для питания детей в учреждении дошкольного образования (т.е. многие продукты запрещены для использования в детском питании).

Не используются острые приправы, соки и напитки в виде сухих концентратов; в рационы не включаются одноимённые блюда и гарниры в течение одного дня, а также  в течение двух дней подряд; колбасы и сосиски используются высшего и первого сортов  1-2 раза в неделю, используется нежирное мясо, йодированная соль.

Согласно Санитарным нормам и правилам в учреждении дошкольного образования запрещается:

  • использование сырого молока и пастеризованного молока в крупной (более 1 кг) таре в натуральном виде без предварительного  кипячения;
  • изготовление: макарон с мясным фаршем («по-флотски»), блинчиков (пирожков) с сырым мясным фаршем;  студней, зельцев, паштетов, форшмака из сельди, заливных блюд (мясных и рыбных);  кондитерских изделий с кремом;кваса, напитков, морсов собственного приготовления;
  • изделий во фритюре;
  • окрошки;
  • яичницы-глазуньи;
  • приготовление первых блюд на костном бульоне (кроме куриного);
  • замораживание охлажденных мяса, птицы, рыбы.

Выдача готовой пищи воспитанникам проводится только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи.

Прием пищи воспитанниками проводится в группах при выполнении следующих условий:

  • помещение перед приемом пищи проветривается;
  • столы покрываются  сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;
  • столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;
  • при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C — 16 °C;
  • смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.

Педагогами нашего учреждения проводится целенаправленная и систематическая работа по формированию у воспитанников умений, связанных непосредственно с приемом пищи и правильным пользованием столовыми приборами, салфеткой в соответствии с возрастными особенностями детей.

Как правильно организовать питание дошкольников

Правильно организованное питание формирует у воспитанников культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое, рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Свою работу по данному направлению нужно строить согласно основным принципам организации рационального питания дошкольников:

  • строгое выполнение распорядка дня: времени и интервалов между приемами пищи
  • соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;
  • осуществление преемственности в организации питания в дошкольном учреждении и дома.

Как помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи и при этом почувствовать поддержку педагогов, увидеть желание детей следовать правилам, да и самим получать радость от успехов в этой работе?

Правильно звучит народная мудрость «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Необходимо формировать у детей понятия правильного питания,  здорового образа жизни через все режимные процессы, все виды детской деятельности.

Подготовка помещения

Обязательным условием проведения процесса питания являются: чистое, проветренное помещение в соответствии с действующим законодательством.

Правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей

Столы и стулья должны соответствовать росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами. За столом не должно быть тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом.

Создание спокойной обстановки, отсутствие шума, суетливых движений взрослых и детей

Дети во время еды не должны чувствовать себя напряженно, добиваться от них полного молчания ничем не оправдано. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания. Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающие общий порядок и спокойствие. Не нужно допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Сервировка стола

Столы накрываются скатертью или салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола, учитываются принципы цветового оформления. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между воспитанниками.

Организация дежурства, выполнение поручений

Дежурство – одна из форм организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это коллективный труд, где двое детей договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно и рационально. Дети могу активно творить: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах. Дежурства и поручения организовываются в соответствии с требованиями образовательной области «Ребёнок и общество» раздела «Трудовая деятельность» учебной программы дошкольного образования.

Сопровождение процесса питания

Для четкой организации и эффективного  сопровождения питания необходимо использовать материалы стенда «Наше дежурство», картотеки сопроводительных рассказов по организации питания.

Одежда дежурных

Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков

Привитие детям культурно – гигиенических навыков

Детям, которые дежурят по столовой(выполняют поручения) нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. 

Оформление блюд

Ребенка — дошкольника интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и т.д. Он весьма чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда взрослый не должен позволять себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.Еда должна быть не только вкусной, но и аппетитной, внешне привлекательной. Перед едой воспитатель проговаривает названия блюд, говорит о компонентах блюда. Желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как надо правильно его есть. В чем его основная польза, кто его любит и т.д., выражать уверенность, что все дети хорошо справятся с ним и оценивать результат.

«Презентация» блюд

Педагогу необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На прогулке вы бегали очень хорошо – это все овсяная каша»; «Съедим салат из свеклы, и ваши щеки будут красивыми, румяными» и т.д.

Дидактические игры, сюжетные картинки, символы

В старших группах для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены  целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы, дидактические игры. 

Сюжетно-ролевые игры

В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Сотрудничество с семьёй

Педагоги должны оказывать помощь родителям, знакомя их с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу, вести активную работу по пропаганде здорового питания, соблюдения правил столового этикета.  

Организация питания

Основные принципы здорового питания детей дошкольного возраста следующие: -энергетическая ценность должна соответствовать возрасту; завтрак должен составлять 25% суточной энергетической ценности, обед – до 40%, полдник – 10%, а ужин 25%; -режим питания дошкольника организован с соблюдением санитарных норм, часы приема пищи должны быть строго постоянными, не менее 4 раз в сутки; -все пищевые факторы должны быть сбалансированы. Под запретом острые приправы и грибы. Можно делать блюда чуть острее за счет лука, чеснока и совсем небольшого количества перца в различных соусах к мясу или рыбе. Из круп отдайте предпочтение перловой, пшенной – в них есть клетчатка. Что в рационе ребенка – дошкольника: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты. Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легко усваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: треску, судака, хек, минтай, горбушу. Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%. Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. И все-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе. Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не получается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания. Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы. Сливочное масло не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном! Что еще должен знать родитель? 1.Если Вы кормите ребенка дома после детсада, взгляните на меню дня перед уходом. Не готовьте те продукты или блюда, которые он уже ел. 2.Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие, как твердый сыр, сметана, яйца, рыба – не для ежедневного приема, 1 раз в 2- дня. 3.Пищу готовьте безопасную, например, мясо не целым куском, а рубленное, чтобы ребенок не подавился. 4.Тоже относится и к рыбе: вынимайте все до одной кости, или делайте фарш. 5. Так бывает, что ребенок отказывается есть ту или иную пищу. Не уговаривайте, не заставляйте. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите. Измените рецепт. Или этот же продукт добавьте в другое блюдо. 6.Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков. В этом возрасте норма сахара – 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышение в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток. 7.Общая калорийность пищи примерно 1800 ккал, а по весу в день ребенок должен съедать около 1,5 кг пищи.

Денежная норма расходов на питание в день на одного воспитанника

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! На основании изменений от 01.02.2021 года №61 в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 года №137 "О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учрежждениях образования" с 1 февраля 2021 года денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях образования составляют: При длительности пребывания в яслях-саду с режимом работы 10,5 часов : на ребёнка от 2 до 3 лет - 2,75 бел.руб. в день; на ребёнка от 3 до 6 лет - 3,51 бел.руб. в день; группа кратковременного пребывания : завтрак +обед - 3,01 бел.руб в день; завтрак - 1,29 бел.руб день
поделиться в: