Советы педагога-психолога

Дом без насилия

мм

 

Адаптация к школе

 

                КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, зна­чит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организо­ванные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка будет некачественной. Ре­бенку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду, и наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его отношение не зависит от прошлого эмоционального опыта.    Адекватное отношение к своим «проблемам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участву­ют родители.
Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
Необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному»,
то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда пре­дыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте дей­ствия ребенка словами: «Если бы сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

 

                   РЕБЁНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

Независимо от того, сколько усилий и времени в дошкольном возрасте потрачено на обеспечение готовности детей к школе, практически все они в начальный период обучения сталкиваются с определёнными трудностями. От того, как они адаптируются к новым условиям (школе), во многом зависит их эмоциональное состояние, работоспособность, здоровье, успешность обучения. Организм ребёнка приспосабливается к новым условиям не только физиологически, но и психологически. Можно выделить особо значимые моменты в период адаптации ребёнка к школе:
vАдаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Уровень адаптации зависит от возраста ребёнка, от того, посещал ли он дошкольное учреждение, от степени сформированности морфофункциональных систем организма.
vАдаптация к новым социальным отношениям и связям относится к пространственно-временным отношениям (режим дня, место для хранения школьных принадлежностей), к личностно-смысловым отношениям (отношение к ребёнку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе), к характеристике деятельности и общения ребёнка (отношение к ребёнку в семье, стиль поведения родителей и учителей).
vАдаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от интеллектуального развития, от обучаемости, любознательности, коммуникативных способностей.
Безусловно, создание благоприятных условий для адаптации ребёнка к школе является важнейшим фактором обеспечения его гармоничного развития. Сроки адаптации могут быть разными. Оптимальный адаптационный период составляет 1-1,5 месяца.
Однако установлено, что у 20 – 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. При стечении неблагоприятных обстоятельств у детей может развиваться «адаптационная болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, ухудшении состояния здоровья, взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это приводит к тому, что ребёнок может отказаться ходить в школу. При стойком проявлении такой симптоматики у него развивается психогенная школьная дезадаптация. В общем  под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям общеобразовательной школы.

                      ЗАПОВЕДИ ПЕРВОКЛАССНИКУ

Писатель С. Соловейчик, известный многим учителям и родителям своими книгами о воспитании, в одной из них перечислил правила детского общежития. Следуя им, взрослые могут подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди сверстников в школе. Попробуйте. У вас ещё есть время.
§ Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.
§ Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
§ Не дерись без обиды.
§ Не обижайся без дела.
§ Сам ни к кому не приставай.
§ Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
§ Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
§ Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
§ Не ябедничай за спиной у товарищей.
§ Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят; не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
§ Почаще говори «давай дружить», «давай играть», «давай вместе пойдём домой».
§ Не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она будет тебе в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно и не торопись!

Памятки

Адаптация к дошкольному учреждению

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА
К ПОСТУПЛЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
♥   Тренировать, буквально с самого рождения, си­стему адаптационных механизмов у ребенка и при­учать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
♥    Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
♥  Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять меры при неудовлетворительном прогнозе.
♥     Устранить анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
♥   Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
♥    Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.       
♥     Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
♥    Заранее узнать все новые моменты в режи­ме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
♥    Повысить роль закаливающих мероприятий.
♥    Оформить в детский сад по месту жительства.
♥    Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
♥  Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
♥    Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ясли-сад.
♥    Раскрыть «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
♥    Учить ребенка дома всем необходимым на­выкам самообслуживания.
♥    Не угрожать ребенку детским садом как нака­занием за его непослушание.
♥    Чтобы ребенок был подготовлен к саду, про­слушайте цикл лекций в поликлинике об адаптации детей к дошкольному учреждению.
♥   Готовить ребенка к временной разлуке с вами и дать понять, что это необходимо только потому, что он уже большой.
♥Не нервничать и не показывать свою трево­гу накануне поступления ребенка в учреждение дошкольного образования.
                                                               

        АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА

           К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь.
Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим,
хотим предложить несколько рекомендаций:
♦      Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
♦Установите чёткие требования к ребёнку, будьте последовательны в их предъявлении.
♦     Будьте терпеливы.
♦      Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
♦     Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
♦      Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
♦  Если вы увидите, что ребёнок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
♦  Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
♦     Спрашивайте у ребёнка: «Что ты делаешь?». На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастёт.
♦      Каждый день читайте малышу.
♦     Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления.
♦ Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
♦      Поощряйте любопытство.
♦      Не скупитесь на похвалу.
                                                                                            РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ!
 РЕКОМЕНДАЦИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
     РЕБЁНКА К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
·   Не оставлять ребёнка в дошкольном коллек­тиве на целый день (как можно раньше забирать домой).
·   Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
· Щадить его ослабленную нервную сис­тему (не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему).
·   На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Сократить просмотр телепе­редач.
·   Как можно раньше сообщить врачу (мед­сестре) и воспитателям о личностных особенностях малыша.
·   Не кутать ребенка, а одевать его в соот­ветствии с температурой в группе.
·   Создать в выходные дни дома такой же режим, как и в детском саду.
·   Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
·   При выявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к врачу.
·  При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть
2023
апрельмарт
4 апреля, вторник

Консультация "Воспитание без наказания"

подробнее...