Нравственно патриотическое воспитание

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

 

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.  Важнейшим показателем сформированности у детей гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

« свернуть

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70 метровая стела-­флагшток, на которой прикреплён самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Формы и методы работы с детьми по изучению государственной символики Республики Беларусь

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным во взаимодействии с семьями воспитанников

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать родителям следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием родителей, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием родителей о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. 

Что на нём изображено? Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний. 

Можно прочитать детям следующие художественные произведения:

с детьми 4-5 лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э. Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма"; А.Русак "Мой край" і інш.

с детьми 5-7 лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь – мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я – беларус" і інш.

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.  Важнейшим показателем сформированности у детей гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

« свернуть

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70 метровая стела-­флагшток, на которой прикреплён самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Формы и методы работы с детьми по изучению государственной символики Республики Беларусь

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным во взаимодействии с семьями воспитанников

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать родителям следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием родителей, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием родителей о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. 

Что на нём изображено? Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний. 

Можно прочитать детям следующие художественные произведения:

с детьми 4-5 лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э. Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма"; А.Русак "Мой край" і інш.

с детьми 5-7 лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь – мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я – беларус" і інш.

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.  Важнейшим показателем сформированности у детей гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

« свернуть

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70 метровая стела-­флагшток, на которой прикреплён самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Формы и методы работы с детьми по изучению государственной символики Республики Беларусь

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным во взаимодействии с семьями воспитанников

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать родителям следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием родителей, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием родителей о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. 

Что на нём изображено? Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний. 

Можно прочитать детям следующие художественные произведения:

с детьми 4-5 лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э. Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма"; А.Русак "Мой край" і інш.

с детьми 5-7 лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь – мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я – беларус" і інш.

Республиканский план мероприятий программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы

30.03.2022

 

Республиканский план мероприятий

программы патриотического воспитания населения

Республики Беларусь на 20222025 годы

 

 

Наименование мероприятий

 

Срок

исполнения

Исполнители

 

 

Формирование национальной идентичности

 

1.      

Формирование и актуализация банка данных национального достояния, популяризация историко-культурного наследия:

выдающихся исторических личностей, оказавших значительное влияние на формирование белорусской государственности и развитие белорусской культуры;

авторитетных личностей современности, внесших существенный вклад в становление и развитие отраслей народного хозяйства Республики Беларусь, заметных политических и общественных деятелей, представителей творческих профессий, спортсменов;

знаковых исторических событий, периодов;

памятников архитектуры, строительства, произведений культуры, прославивших белорусский народ на мировом уровне;

памятников природы;

социально-экономических достижений современности, современных производств, успешных бизнес-проектов;

выставок, посвященных выдающимся деятелям Беларуси, их достижениям и вкладу в развитие человечества, противодействие попыткам искажения и фальсификации исторических данных о формировании и развитии белорусской нации и белорусского государства;

мультимедийных продуктов по истории Республики Беларусь под лозунгом «Памятай, хто мы!»

 

2022 – 2025 гг.

Республиканские органы государственного управления

и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – республиканские органы государственного управления), облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

2.      

Проведение республиканских и региональных информационных патриотических мультипроектов, организация семинаров, круглых столов, конференций, диалоговых площадок, встреч на предприятиях и в организациях с трудовыми коллективами и молодежью по темам «Единая Беларусь и вызовы современности», «Я белорус, и этим горжусь!», посвященных формированию национальной идентичности, достижениям территориальной и этнической общности белорусского народа

 

2022 – 2025 гг.

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

3.      

Организация работы по увековечению важных исторических дат и выдающихся людей Беларуси путем присвоения их имен (наименований) улицам, площадям, социальным объектам (школам, стадионам и др.), объединениям и клубам патриотической направленности

 

2022 – 2025 гг.

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком

 

4.      

Проведение мероприятий, посвященных Дню родного языка, приуроченные к Международному дню родного языка

ежегодно (февраль − март)

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

5.      

Проведение региональных форумов «Беларусь адзіная» при участии ведущих экспертов и аналитиков

ежегодно

Облисполкомы, Мингорисполком

 

6.      

Привлечение представителей проживающей за рубежом белорусской диаспоры к участию в проводимых в Беларуси и по линии загранучреждений значимых мероприятий историко-культурной направленности

 

постоянно

Минкультуры, МИД

 

 

Духовно-нравственное воспитание

 

1.                 

Создание и актуализация летописей отраслей, предприятий и организаций, содержащих сведения об их руководителях с момента создания

 

2022 – 2025 гг.

 

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

2.                 

Создание при организациях и предприятиях общественных советов ветеранов труда, вышедших на пенсию, организация работы с ветеранами труда (ведение банка данных, приглашения на мероприятия, поздравления с государственными и личными праздниками и др.)

 

2022 – 2025 гг.

 

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

3.                 

Организация благотворительных акций, направленных на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также региональных конкурсов на лучший социальный благотворительный проект «Мы – вместе!»

 

ежегодно

Облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения, республиканские органы государственного управления

 

 

4.                 

Разработка и реализация региональных проектов, направленных на популяризацию активного долголетия и социальной активности пожилых граждан, советов пожилых граждан в общественной жизни, почитание старших, семьи, традиционных семейных ценностей, продвижение ответственного родительства, формирование в обществе уважительного отношения к правам и достоинству инвалидов, содействие позитивному восприятию и активной социальной роли инвалидов (в качестве примера – региональный фестиваль семейного творчества «Жывіце ў радасці», конкурс «Семья года», «Властелин села» и др.)

 

ежегодно

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

5.                 

Проведение мероприятий, направленных на сохранение в обществе межконфессионального мира и уважения их религиозных традиций и культуры (в качестве примера –региональный праздник «З народнымi традыцыямі ў новы век», «Жировичский фэст», Рождественский православный бал и др.)

 

ежегодно

Уполномоченный по делам религий и национальностей, Белорусская православная церковь, облисполкомы, Мингорисполком

 

 

6.                 

Проведение художественных фестивалей, театральных постановок по произведениям классиков белорусской литературы и народного фольклора (в качестве примера международный фестиваль «Кліч Палесся», фестиваль национальных культур в г. Гродно, областной открытый фестиваль народного творчества «Августовский канал в культуре трех народов», театральный фестиваль «Белая вежа», фестиваль старинной музыки «Старажытныя ўзоры» и др.)

 

2022 – 2025 гг.

 

Минкультуры, Мининформ, облисполкомы, Мингорисполком

 

7.                 

Проведение пресс-мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание населения

 

постоянно

Облисполкомы, Мингорисполком

 

 

Историко-культурное воспитание

 

1.                 

Проведение мероприятий в рамках реализации Плана мероприятий Года исторической памяти

 

2022 г.

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

2.                 

Выпуск почтовой продукции, направленной на приобщение населения к национальным традициям, историко-культурному наследию

 

ежегодно

Министерство связи и информатизации

 

3.                 

Создание в регионах «Маршрутов памяти» по местам боевой славы

ежегодно

Минспорта, облисполкомы, Мингорисполком

 

 

4.                 

Подготовка и издание сборников документов, посвященных тематике Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства Беларуси

2022 – 2025 гг.

Минюст, государственные архивы

 

5.                 

Развитие и наполнение общедоступной базы данных «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», данных об участниках партизанского и подпольного движения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны и информационного интернет-портала «Партизаны Беларуси»

 

2022 – 2025 гг.

Минюст, государственное учреждение «Национальный архив Республики Беларусь»

 

 

6.                 

Проведение республиканских и региональных (районных, городских, областных) форумов, семинаров, конференций, конкурсов, памятных мероприятий, посвященных героическому прошлому Республики Беларусь, важнейшим событиям за период суверенитета Беларуси с публикацией работ-победителей

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

 

7.                 

Создание в республиканских, областных, городских (районных) музейных учреждениях, учреждениях образования экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, организация экскурсионной, поисковой и археологической деятельности по значимым для белорусского народа историческим местам

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

 

8.                 

Реализация региональных проектов, проведение мероприятий под лозунгами «Вечнае − спрадвечнае», «Мой родны кут, як ты мне мілы!», направленных на сохранение, изучение и популяризацию историко-культурного, литературного наследия Беларуси, истории родного края

 

2022 2025 гг.

 

Облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

9.                 

Разработка и внедрение в практику учебного предмета или факультатива «Я − гражданин Республики Беларусь» с привлечением к ведению руководителя учреждения образования по военно-патриотическому воспитанию

 

2022 – 2025 гг.

Минобразование

 

10.            

Проведение в регионах исторических реконструкций, приуроченных к памятным и знаменательным датам отечественной истории

 

2022 – 2025 гг.

Минкультуры, облисполкомы, Мингорисполком

 

 

Гражданско-патриотическое воспитание

1.                 

Формирование гражданской идентичности на основе государственных символов, национального права (правовой грамотности, уважения к национальным законам), государственных и общественных институтов, периодов становления и развития государственности

 

2022 – 2025 гг.

 

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

2.                 

Проведение мероприятий, направленных на популяризацию государственных символов, государственности и суверенитета Республики Беларусь (День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День независимости Республики Беларусь, День Конституции, День народного единства), развитие интернет-сайта «Официальные геральдические символы Республики Беларусь»

 

ежегодно

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

3.                 

Проведение республиканских и региональных гражданско-патриотических мероприятий (проектов, форумов, акций, флеш-мобов, челленджеров, вело- и автопробегов, спортивных забегов, фестивалей-конкурсов, лагерей и др.), приуроченных к праздничным дням и памятным датам (в качестве примера – конкурс песни «Сердцем причастны», компьютерных разработок «Патриот.бай», проектов «Мой край, мой лес − мая Айчына!», акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним», лагерь «Бе-Lа-Русь», форум «Курган молодежи»)

 

2022 – 2025 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

4.                 

Проведение торжественных и памятных мероприятий, приуроченных к очередной годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, закладка и благоустройство скверов, парков, аллей

 

ежегодно

26 апреля

 

Минприроды, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком

 

 

 

Военно-патриотическое воспитание

1.                 

Проведение торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздникам, праздничным дням и памятным датам (Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов), военно-профессиональным праздникам

 

ежегодно

Минобороны, облисполкомы, Мингорисполком

 

2.                 

Проведение комплекса мероприятий по результатам расследования Генеральной прокуратурой преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны, включая проведение поисковых работ, установку памятников и памятных знаков в местах массового, уничтожения населения, церемоний перезахоронения останков погибших, проведение памятных мероприятий в указанных местах и информационное сопровождение данных мероприятий

 

ежегодно

Минобороны, Минобразования, облисполкомы, Мингорисполком

 

3.                 

Создание художественных произведений, документальных фильмов, кинофильмов, кинолекториев, посвященных истории Беларуси, Великой Отечественной войне, с организацией их обязательных просмотров для населения, подготовка фильмов и роликов о гражданах Беларуси, совершивших подвиги в мирное время, с последующей трансляцией в кинозалах и в местах, наиболее посещаемых гражданами, в трудовых коллективах и в учреждениях образования

 

2022 − 2025 гг.

 

Минкультуры, Мининформ, национальные телерадиокомпании, РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм», региональные телерадиокомпании

 

4.                 

Организация деятельности военно-патриотических клубов, спортивно-патриотических лагерей, центров, классов для учащихся на базе воинских частей, проведение региональных военно-патриотических игр («Зарница», «Зарничка», «Бастионы мужества», «Орленок», «Спасатель»), слетов («Патрыёт»)

 

 

2022 2025 гг.

Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,  Минобразования, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

5.                 

Организация мероприятий с участием ветеранов Великой Отечественной войны, представителей военного комиссариата или представителей районных управлений внутренних дел с целью популяризации службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, осуществление шефства воинских частей, подразделений Вооруженных Сил, МВД, МЧС, Госпогранкомитета над учреждениями образования, проведение мероприятий гражданско-, героико- и военно-патриотической направленности, профориентационной работы (в качестве примера – акция «Боевой расчет», посвященная подвигу советских пограничников в первые дни Великой Отечественной войны, смотр-конкурс военных оркестров и др.)

 

в течение года

Минобороны, МВД, МЧС, Госпогранкомитет, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

6.                 

Популяризация военно-патриотического туризма в рамках проведения образовательных семинаров, рекламных туров для представителей туристической индустрии и СМИ, обеспечение широкой рекламы в сети Интернет

 

в течение года

Облисполкомы, Мингорисполком

 

7.                 

Развитие республиканских и областных мемориальных комплексов «Хатынь», «Буйничское поле», «Брестская крепость-герой» и др.

 

с 2022 г.

Минкультуры, облисполком, Мингорисполком

 

8.                 

Развитие деятельности поисковых отрядов, в том числе проведение разведывательных экспедиций и поисковых работ в местах неучтенных воинских захоронений

 

ежегодно

Облисполкомы, Мингорисполком

 

 

Поддержка лиц с активной патриотической позицией, создание условий для реализации их профессионального и творческого потенциала

 

Выявление и работа с лицами с активной патриотической позицией. Актуализация социальных лифтов

1.

Предоставление лицам с активной патриотической позицией преимущественного права при зачислении в учреждения среднего специального и высшего образования, при приеме для прохождения подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, при этом учитывать наличие у поступающего активной патриотической позиции, в том числе рекомендации для активистов, выданных руководящими органами конструктивных общественных объединений

 

постоянно

Минобразования, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, учреждения образования, ОО «Белая Русь», ОО БСЖ, ОО «БРСМ» иные конструктивные общественные объединения

 

 

2.

Направление лиц с активной патриотической позицией в первоочередном порядке на подготовку, переподготовку в соответствии с государственным заказом в Академию управления при Президенте Республики Беларусь, в том числе по ходатайству руководящих органов конструктивных общественных объединений

в соответствии с планом-графиком Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, ОО «Белая Русь», ОО «БСЖ», ОО «БРСМ», иные конструктивные общественные объединения

 

 

3.

Включение и выдвижение лиц с активной патриотической позицией в перспективные кадровые резервы, резервы руководящих кадров, для избрания в состав руководящих профсоюзных органов, назначения на штатные профсоюзные должности, в том числе по ходатайству руководящих органов конструктивных общественных объединений

 

постоянно

Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, ОО «Белая Русь», ОО «БСЖ», ОО «БРСМ», иные конструктивные общественные объединения

 

 

4.

Включение в локальные правовые акты государственных органов и организаций, коллективные договоры в качестве дополнительного основания для представления к поощрению (награждение грамотой, объявление благодарности, занесение на Доску почета, награждение ценным подарком) наличие у кандидата активной патриотической позиции, в том числе членства и участия в работе конструктивных общественных объединений

 

постоянно

Республиканские органы государственного управления,  облисполкомы, Мингорисполком

 

 

Мероприятия по поддержке активности лиц с патриотической позицией

5.

Первоочередное привлечение творческих работников с активной патриотической позицией к участию в значимых культурных мероприятиях

 

постоянно

Минкультуры

 

6.

Организация и проведение курсов молодежного актива

 

постоянно

облисполкомы, Мингорисполком, ФПБ, ОО «Белая Русь», ОО «БСЖ», ОО «БРСМ», иные конструктивные общественные объединения

 

 

7.

Проведение творческих фестивалей, интеллектуальных игр, туристско-экскурсионных мероприятий, слетов, конкурсов, велопробегов, спартакиад, турниров и иных мероприятий с участием лиц с активной патриотической позицией

 

постоянно

ФПБ, ОО «Белая Русь», ОО «БСЖ», ОО «БРСМ», иные конструктивные общественные объединения

 

 

 

Дополнительные социальные гарантии

8.

Снижение стоимости обучения для лиц с активной патриотической позицией, обучающихся в учреждениях среднего специального и высшего образования за счет собственных средств, либо их перевод на бюджетную форму обучения (при наличии свободных мест)

 

постоянно

Минобразования, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

 

 

9.

Включение в коллективные договоры положений, предусматривающих для работников с активной патриотической позицией:

возмещении расходов по проезду работникам с активной патриотической позицией, участвующим в рабочее время в качестве делегатов на съездах, пленумах, конференциях, созываемых профсоюзами, другими общественными объединениями;

предоставление отпуска без сохранения заработной платы работникам, получающим профессионально-техническое образование в вечерней и заочной форме получения образования, продолжительностью, предусмотренной частью первой статьи 211 Трудового кодекса Республики Беларусь;

предоставление отпуска без сохранения заработной платы работникам, успешно осваивающим содержание образовательных программ при получении среднего специального, высшего и послевузовского образования, продолжительностью, предусмотренной статьей 216 Трудового кодекса Республики Беларусь;

предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда в первоочердном порядке;

выделение на безвозмездной основе абонементов (билетов, путевок) для занятий спортом и туризмом (при наличии финансовой возможности),

поощрение путевками на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых (Белпрофсоюзкурорт)

постоянно

ФПБ, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, ОО «Белая Русь», ОО «БСЖ», ОО «БРСМ», иные конструктивные общественные объединения

 

 

 

Формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания

 

1.

Проведение заседаний Республиканского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь

 

ежеквартально

Администрация Президента республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Минобразования, члены Республиканского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь

 

 

2.

Проведение тематических социологических исследований,

разработка и реализация научных исследований и инновационных методик и технологий работы в сфере патриотического воспитания населения, критериев и параметров эффективности реализации Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы, методики оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и их динамики, определение требований к знаниям и поведенческим установкам в сфере патриотического воспитания в отношении различных возрастных категорий населения: дошкольники, младшие школьники, учащиеся средних/старших классов, молодежь, взрослые

 

2022 – 2023 гг.

НАН Беларуси, БИСИ, Академия управления, Минобразования, Минобороны, иные заинтересованные государственные органы, общественные организации

 

 

3.

Обобщение и анализ действующей законодательной базы, регулирующей вопросы патриотического воспитания, работа по ее совершенствованию

 

2022 – 2023 гг.

НЦЗПИ, НЦПИ, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком

 

4.

Расширение сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения

 

2022 – 2025 гг.

Республиканские органы государственного управления

 

5.

Организация и проведение постоянно действующего методологического семинара по патриотическому и идеологическому воспитанию населения, региональных (районных, областных) научно-практических конференций, круглых столов, семинаров, форумов с лицами, ответственными за проведение патриотического воспитания в трудовых (учебных) коллективах

 

2022 – 2025 гг.

Республиканские органы государственного управления Минобразования, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

6.

Разработка и реализация программ повышения квалификации, обучающих курсов по вопросам патриотического воспитания населения

 

2022 – 2025 гг.

Минобразования, Минкульт, Минобороны, МВД, МЧС, Минспорт, Госпогранкомитет, Таможенный комитет, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт национальной безопасности

 

 

7.

Проведение конкурсов научно-исследовательских работ молодых ученых и обучающихся по тематике героического прошлого Республики Беларусь; рефератов, дипломных (магистерских) работ патриотической направленности среди студентов учреждений высшего образования

 

2022 – 2025 гг.

НАН Беларуси, республиканские органы государственного управления, имеющие в подчинении учреждения высшего образования

 

8.

Разработка методических рекомендаций по организации патриотического воспитания населения, подготовка материалов для республиканских информационно-пропагандистских групп

 

2022 – 2025 гг.

РГОО «Знание», Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

9.

Развитие и систематизация белорусского опыта в сфере патриотического воспитания населения с целью его трансляции и дальнейшего практического использования

2022 – 2025 гг.

НАН Беларуси, Мининформ, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

10.

Создание информационной базы сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения и поддержание ее в актуальном состоянии

2022 – 2025 гг.

Мининформ, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком, общественные объединения

 

 

Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 года № 773 утверждена программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы и состав Республиканского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь. «Актуальность разработки программы обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства. Строительство и укрепление независимого белорусского государства, обеспечение дальнейшей консолидации белорусского общества требуют выработки целостной системы патриотического воспитания, которая должна основываться на историческом опыте белорусской нации, духовных и нравственных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, таких базовых принципах современного этапа государственного строительства Беларуси, как «Единство. Развитие. Независимость», — подчеркивается в программе. Для целей программы используются следующие термины и их определения: патриот — человек, который сознательно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества; патриотизм — духовное достояние личности, характеризует наивысший уровень ее развития, осознанная ежедневная деятельность гражданина на благо Родины, народа, государства; патриотическое воспитание — процесс, который основывается на патриотических ценностях, направленный на установление и укрепление фундамента общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов. Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного Государственным научным учреждением «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных белорусским институтом стратегических исследований. «Быть патриотом — значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь. «Генетическому коду» белорусского народа присущи взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, трудолюбие, сострадание. Цель программы — совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь. Среди задач программы упоминаются формирование национальной идентичности, духовно-нравственное воспитание, историко-культурное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания. Исполнителями программы выступают республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации всех форм собственности, общественные объединения в рамках их компетенций. Предусматривается активизация деятельности общественных объединений и формирований при реализации программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок. Программа ориентирована на представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь. В соответствии с целью программы ее результатом будут являться целенаправленная государственная политика патриотического воспитания населения, создание условий для консолидации населения Республики Беларусь посредством формирования национальной идентичности на основе единых национальных ценностей: стремления к мирной и независимой созидательной жизни, справедливости, единству, развитию. Кумулятивным количественным показателем станет количество представителей всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями программы. Показателей результативности реализации Программы много: это повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения; повышение интереса представителей всех возрастных групп к изучению исторического прошлого Беларуси, в том числе военного, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества; уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, уважение к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природы, чувство гордости за отечественные достижения; активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание; увеличение числа молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию и др. Выполнение показателей результативности реализации программы также может определяться на основании тематических социологических опросов и исследований. С содержанием программы по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы можно ознакомиться на сайте Министерства образования.